info@customs34.ru
+7 917 835 99 94
Новости
Наши партнеры
 
ГлавнаяНовостиВладелец склада в ответе за всё

Владелец склада в ответе за всё

10 декабря 2019г.
 

Действующим законодательством, поскольку места временного хранения товаров являются зоной таможенного контроля, владельцы складов временного хранения (СВХ) отнесены к категории лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере таможенного дела

 

Согласно статье 414 Таможенного кодекса (ТК ЕАЭС) владелец СВХ обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом в отношении хранения товаров и совершения операций на СВХ; обеспечивать сохранность находящихся на хранении товаров, возможность проведения в отношении них таможенного контроля; вести учет товаров и представлять отчетность о них таможенным органам, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.

 

Ответственность владельца СВХ за неисполнение своих обязанностей при временном хранении товаров установлена статьей 400 ТК ЕАЭС. За непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, статьей 16.15 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации (КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

 

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с представлением в таможенный орган отчетности. Среди прочего объективная сторона данного правонарушения выражается в представлении недостоверной отчетности. Субъектом ответственности по указанной статье являются лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность по представлению отчетности в таможенные органы. По правилам пункта 1 статьи 18 ТК ЕАЭС лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.

 

Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат отчетов в виде электронного документа, правила их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 18 ТК ЕАЭС).

 

Способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, включая порядок и сроки представления отчетности, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, применительно к России это Минфин (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

 

Чаще всего владельцы СВХ привлекаются к административной ответственности за указание недостоверных сведений в документе отчетности. Анализ судебной практики по данной категории дел показывает, что для привлечения к данной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ не имеет значения форма, по которой была представлена отчетность, и количество раз ее представления.

 

Документы отчетности являются самостоятельными формами и не связаны между собой основанием возникновения обязанности по их представлению. Даже тот факт, что организация ранее привлекалась к административной ответственности по факту представления недостоверной отчетности по ДО-1, не исключает повторного привлечения к ответственности за представление отчетности по форме ДО-2 и форме ДО-3, которые содержащат те же недостоверные сведения (Дело № А32-30758/2016).

 

Стоит отметить, что основанием возникновения обязанности по представлению отчетности является юридически значимое действие, выразившееся в принятии товаров на хранение. При таких условиях каждый отчет, формируемый на каждую принимаемую в отдельном порядке часть товара, является представлением самостоятельной отчетности и должен соответствовать требованиям, установленным законодательством.

 

Следовательно, несоблюдение требований к достоверности сведений, указанных в отчетности, в каждом таком случае образует самостоятельный состав самостоятельного правонарушения, поскольку в каждом конкретном случае выдачи товара вне зависимости от его принадлежности к одной партии, задекларированной по одной декларации на товары (ДТ), действия владельца СВХ имеют самостоятельные объективные признаки, в том числе время совершения правонарушения и индивидуальные характеристики предмета правонарушения (принятого товара), в частности вид и количество принятого товара, в отношении которого подается отчетность (Дело № А51-13058/2019).

 

Необходимо отметить, что за ошибку работника СВХ всегда отвечает организация. В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения (АП), в отношении которых установлена его вина. По смыслу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юрлицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 

Согласно данной формулировке субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, притом что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась для надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.

 

В этом случае сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица. Являясь лицом, осуществляющим временное хранение на основании разрешения на временное хранение товаров в иных местах, то есть лицом, на которое таможенным законодательством возложена обязанность по представлению отчетности в таможенный орган, владелец СВХ обязан использовать все предоставленные законом права и средства для соблюдения обязательств, установленных таможенным законодательством.

 

Судебная практика показывает, что в подобных ситуациях суды чаще всего делают выводы, что владелец СВХ должен был принять меры к надлежащему соблюдению и исполнению требований норм таможенного законодательства в части представления таможенному органу достоверной отчетности, однако не сделал этого. Также суды указывают, что лицу, в чьи обязанности входит формирование и представление отчетности, должно было быть известно о требованиях к составлению отчетности, предусмотренных законодательством РФ.

 

Однако в данном случае лицом не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него для надлежащего исполнения таможенной обязанности перед государством. При этом нарушение стало возможным в связи с отсутствием должного контроля деятельности подчиненных работников со стороны руководителя в части представления в таможенный орган достоверной отчетности (дело N А32-40766/2016).

 

Стоит обратить внимание и на то, что в главе 16 КоАП РФ установлена ответственность за нарушения в сфере таможенного дела не только для СВХ как юрлица, но и для виновного физического лица. Так, согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», в случае совершения юрлицом АП и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юрлица, так и указанных должностных лиц. Иными словами, за одно правонарушение может ответить и компания как юридическое лицо, и ее уполномоченное должностное лицо.

 

Рассмотренные примеры из судебной практики однозначно свидетельствуют, что владельцам СВХ крайне важно правильно выстроить бизнес-процессы внутри компании. Также необходимо организовать всесторонний и полный контроль за представлением отчетности таможенным органам, ведь цена ошибки может оказаться весьма значительной.